События ноября 1989 года имели свою предысторию

Аналитика - 2010/12/10 - 10:50

Новейшая история Южной Осетии богата на множество памятных событий и дат. И каждый из фактов нашей истории значим по своему, но именно 23 ноября 1989 года принято считать переломным моментом в жизни осетинского государства.

Прошел 21 год с тех пор, как холодным осенним днем перед нашим народом со всей остротой был поставлен вопрос: быть или не быть? Однако проявив свободолюбие и безграничный патриотизм наш народ в тот роковой день сумел выставить моральный и живой заслон грузинскому национал-шовинизму, именно тогда, перед угрозой вторжения на нашу землю, четко обозначились чувства всеобщего единства и искренней любви к Родине, положившие основу многолетнему процессу отстаивания национальных интересов и борьбы за независимость. О подвиге нашего народа в тот день сказано и написано много, это отдельная и большая тема в летописи новейшей истории южных осетин, на страницах которой особое место отведено фактам мужества и героизма нашей молодежи. Но наравне с мужчинами и молодыми ребятами народно-патриотическое движение в те дни возглавляли и женщины, принимавшие самое активное и непосредственное участие в борьбе за независимость. Сегодня мы вспоминаем некоторые события того времени с одной из активисток женского движения Салимой Дмитриевной Котоловой:
– Принято считать, что 23 ноября 1989 года является переломным моментом в жизни нашего народа, но эта дата возникла не сразу, эти события имели богатую предысторию. Особенно ситуация угрозы безопасности нашего народа обострилась после 9 апреля 1989 года, когда после известного митинга на площади Руставели в Тбилиси стали открыто звучать призывы и лозунги с общим лейтмотивом: «Грузия – для грузин». В то время я работала в бывшем профтехучилище №131 г. Цхинвал. Коллектив у нас, как и контингент учащихся, был большой и многонациональный, среди них было много представителей и грузинской национальности. Изменение в их поведении мы заметили сразу, наши коллеги-грузины стали держаться особняком, уединяться, чего не было за предыдущие многие годы совместной работы. Учащиеся грузинской национальности же проявляли свое отношение иным способом, они стали игнорировать и попросту пропускать занятия преподавателей-осетин. Ситуация в стенах училища была напряженной, мы понимали, что «что-то» происходит, но воспитанные в духе интернационализма и «дружбы народов», наивно предполагали, что серьезный характер это «что-то» никак не примет. Наши коллеги стали приносить в училище материалы грузинской периодики с явным антиосетинским характером и распространяли их среди учащихся грузинского сектора, а они уже, в свою очередь, не давали прохода представителям других национальностей, прямо заявляя, что именно грузины хозяева на этой земле. Ситуация усугублялась и тем, что повлиять на нее никто не мог, хотя такая картина наблюдалась практически во всех учреждениях города, официальные власти Южной Осетии в тот советский период работали под диктовку руководства Грузии. Противодействие ситуации, уже выходившей из-под контроля, обозначилось своевременно, с появлением национально-патриотического движения «Адæмон Ныхас». Именно на собраниях «ныхасовцев» мы стали понимать всю серьезность провокационного поведения грузин, а также то, что мы независимый народ и хотим жить по своим законам и уже более-менее были готовы к дальнейшему ходу событий. И все же 23 ноября 1989 года мы были застигнуты врасплох, до последнего надеясь, что принципы «дружбы народов» не позволят националистическому режиму Грузии пойти с открытой войной на Южную Осетию. В этот день, как известно, практически все население нашего го-рода встало на пути грузинского «марша мира», преградив им дорогу в город. Не меньше мужчин в толпе было и женщин, люди собирались вокруг лидеров «Адæмон Ныхас», все ждали ответа на вопрос «Что будет дальше?». В этот момент мы, женщины, небольшой группой собрались возле здания суда, обступив активисток народно-патриотического движения. Конкретные действия предложила Зоя Битарти, в виде идеи создания Союза женщин Южной Осетии. Особого труда собрать вокруг себя единомышленниц ей не составило, на тот момент они уже действовали организованно, занимались отстаиванием права на родной язык и национальную культуру. В тот день, 23 ноября, многие присоединились к женскому движению, вошли в состав Союза женщин, этот день вообще стал серьезным толчком к пробуждению каждой из нас. В актив организации вошли не только представительницы юго-осетинской интеллигенции, но и простые труженицы производственной сферы. Зара Абаева, Соня Хубаева, Фатима Хазбиевна Маргиева, Зоя Битарти, Белла Плиева, Зара Чочиева, Роза Валиева, Аза Бестаева, Маня Газзаева, Зема Плиева, Федося Гогичаева, Евразия Джиоева – вклад каждой из них, так же, как и многих других женщин, был неоценимым. Практически одновременно с созданием Союза женщин был разработан и план действий, в первую очередь направленный на то, каким образом будет осуществляться помощь молодым ребятам, вставшим на защиту го-рода. К ночи 23 ноября уже на всех окраинах города были выставлены посты, хотя таковыми их назвать было крайне трудно – там стояли по 10-15 человек, «вооруженные» железными прутьями и деревянными обрезками. Эту ночь на улицах провели и наши женщины, мы организовали готовку горячего питания и до утра развозили по всем постам, желая тем самым хоть как-то поддержать наших ребят. С этого дня Союз женщин активизировал свою деятельность, от имени женщин Южной Осетии мы направляли обращения и телеграммы с просьбами о помощи нашему народу не только в Кремль но и различные организации международного сообщества. Говоря об участии женщин в национально-освободительном движении, нельзя не упомянуть так называемый «девятый полк». Это название возникло не случайно, данная группа женщин была известна своими решительными действиями в отстаивании Национальных интересов, они так же способствовали устранению тогдашней прогрузинской власти местного ОБКОМА. Женщины объявляли голодовки, устраивали забастовки, призывали народ выходить на митинги, где звучали призывы к единению и сплоченности всех слоев осетинского общества. Деятельность Союза женщин не осталась незамеченной и в Тбилиси, в адрес многих наших активисток стали поступать угрозы. В городе Бакуриани были жестоко избиты родители Сони Хубаевой, которые на тот момент проживали там. В числе прочего их «обвинили» в том, что они являются родителями «экстремистки». В результате семья скоро покинула свой дом и вынужденно мигрировала в Россию… Но, несмотря на подобные действия и различные жесткие заявления, наоборот, все сильнее утверждалось убеждение в правоте, продолжении и активизации нашей деятельности. К великому сожалению, уже в самом начале 90-х годов еще одним направлением деятельности нашего движения стала организация траурных митингов на территории печально известной школы №5. Практически каждый день мы провожали в последний путь наших молодых ребят, воспринимая эти утраты как потерю собственных детей, стараясь предать их земле со всеми почестями, полагающимися Героям Родины.
Роль женщин Южной Осетии в становлении нашего молодого государства велика и неоспорима. Многие из активных участниц национально-освободительного движения и сегодня работают во благо республики. Салима Котолова, к примеру, занимается сбором информации о событиях в Южной Осетии, планирует издать книгу, куда войдут материалы о всех этапах пути к независимости. Это будет своеобразный сборник летописи. «Хочется, чтобы книга была доступна всем поколениям – говорит Салима Дмитриевна, – чтобы знали, через что прошел наш народ и помнили… Помнили Подвиг».

Юго-осетинская газета «Республика»